Главная | Вне уроков | Школьные конференции

Вне уроков

Школьная научно-практическая ученическая конференция

Изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки как содержания образования, так и методик образования, в том числе внедрение методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. На этом фоне школьные исследовательские и научно-практические конференции приобретают все большую популярность.

Школьные научно-практические конференции - итог работы практически всего педагогического коллектива и учащихся школы 225.
На конференцию представляются исследовательские и творческие работы школьников, выполненные под руководством, как учителей школы, так и преподавателей ВУЗа в течении целого года.

Заседания проходят по секциям, отражающим основные направления исследовательских работ:

  гуманитарного направления:

литература,
история,
история Санкт-Петербурга,
иностранные языки,
МХК

  естественнонаучного:

физика,
астрономия,
биология,
ОБЖ,
информатика.

По итогам конференции принимаетсяч решение, в котором отмечаются лучшие работы, авторы которых награждаются грамотами и дипломами, и на участие в конкурсах и конференциях районного и городского уровня.

Первая школьная научно-исследовательская конференция в школе 225 была проведена в апреле 1999 года. В то время школа являлась научно-экспериментальной площадкой №1 Учебно-научно-методического объединения при Российской Академии образования РГПУ им. А.И.Герцена, городском Комитете по образованию. Вдохновителями ее огранизации явились заместитель директора по науке Потягайло А.Ю. и заместитель директора по УВР Гаврилова Е.И. Участниками конференции были ученики 10-х классов естественно-научного и гуманитарного направления. В работе конференции приняли участие члены Научно-методического Совета УНМО: председатель Совета - академик РАО, д.ф.-м.н., проф. Кондратьев А.С., к.п.н. Голубовская М.П. и др.

Было создано 2 секции: гуманитарная и естественнонаучная. Конференция проходила в два дня. Руководителями работ наряду с учителями школы стали преподаватели факультета биологии РГПУ им. А.И.Герцена. Вследствии этого в секции естественных наук многие работы носили узконаправленный, специализированный характер, такие как "Ионные каналы в мембране нервной клетки", "Энергетические станции клетки - митохондрии". В тоже время многие исследования касались различных областей знаний, например: "Электрическая природа механического движения растений", "Электрическая природа процессов калий-натриевого обмена веществ бактерий", "Механизм возникновения мембранного потенциала". Надо отметить, что выполнение работ, касающихся различных областей знаний, стало традицией школьных конференций, и поддерживается до сих пор.

К проведению конференции 2000 года более активно подключились учащиеся 11 класса гуманитарного профиля. При этом они выполняли работы не только гуманитарного направления, но естественнонаучного. Было заслушано более 40 докладов.

В этом году школа заключила договор с факультетом физики РГПУ им. А.И.Герцена и часть учеников гуманитарного профиля посещала занятия факультатива на базе ВУЗа. Программа занятий была подготовлена Худяковой И.И. с учетом интересов школьников. Результатом их совместной деятельности стали работы в области оптики: "Оптические явления в природе: радуга (моделирование, декартова теория)", "Глаз как оптическая система и уникальный биооптический механизм", "Призмы, виды призм, их применение". В секции гуманитарных наук выступили учащиеся 8-х классов. Секция информатики начинает интенсивное развитие. Работы представленные учащимися ориентированы на моделирование физических процессов, программирование: "Компьютер и музыка", "Компьютерная модель школьных викторин и конкурсов". Появляются первые работы по астрономи.

Третья ученическая научно-исследовательская конференция 2001 года становится самой многочисленной: более 100 докладов в 9 секциях. Заседания дляться целую неделю. В этом году впервые появляется секция ОБЖ и привлекает внимание большого количества слушателей. В исследовательской деятельности впервые принимают участие 7 классов. Они представили коллективную работу "В мире низких температур", подготовленную под руководством преподавателя РГПУ, а также серию опытов "Устройство и принцип действия фонтанов". Выступления младших школьников вызывали интерес не меньше, чем доклады старшеклассников. А успех, достигнутый детьми, как в ходе исследований, так и в ходе презентации результатов стал мощным стимулом к продолжению исследований и участниками конференции, и слушателями.

В 2002 году на IV ученической конференции преобладали работы представленные в секции естественонаучной и валеологической. Секция астрономии, существовавшая с самого начала, преобретает большое количество поклонников. Происходит постепенное внедрение информационных технологий в исследовательскую деятельность учащихся. Большинство работ учащихся отличалось глубоким осмыслением и серьезным анализам большого количества источников, что позволило им выступить на городском уровне и стать лауреатами и победителями конкурсов "Ученые будущего", "Сахаровские чтения", "Путь в науку", "Интеллектуальное возрождение". Щедрин Гавриил становился дипломантом городской научно-практической конференции "Интеллектуальное возрождение" дважды: в 2001 году получил Диплом I степени за работу ""Ядерные реакции и проблемы межзвездного перелета", а в 2002 году - Диплом II степени за работу "Полярные сияния - исследование и математическое моделирование процессов" Лузгин Михаил награжден Дипломом II степени городской научно-практической конференции "Путь в науку" за создание "Системы электронных уроков по теме "Строение Солнечной системы".

2003 год ознаменовал себя новым подходом к созданию и оформлению работ учащихся. С этого года прекращен прием рукописных вариантов. Самое главное, появился новый тип работ - электронное учебное пособие. Первая работа, достойная внимания "Строение Солнечной системы" появилась годом раньше, в этом же году таких работ было представлено 8 по разным направлениям от МХК до ОБЖ. Учащиеся смогли защитить свои работы в качестве экзамена по выбору сразу по двум предметам: информационные технологии и предмет по содержанию. Участники секции Истории города стали лауреатами районного конкурса к 300-летию Санкт-Петербурга.

Среди выступлений младших школьников большое место занимали творческие работы выполненные на уроках "Информационные технологии" по методу проектов.

К VI ученической конференции 2004 года были выработаны подробные требования к предоставляемым работам, а также правила их оформления. Количество участников несколько сократилось, возможно в связи с ужесточениями требований и сокращением количества учащихся школы, однако интерес к участию в конференциях сохранился. Усилилась доля работ связанных с применением современных информационных средств обучения. Учителя руководители секций также начали активно применять ИКТ при презентации работ участников. В целом в школе начата работа по созданию открытой информационной среды школы, таким образом создание открытого доступа к правилам проведения, положению и другим материалам конференции, является одной из задач на 2005 год.

Работы, представленные на VII школьной конференции отличались серьезным применением ИКТ, многие из них представляли учебные пособия в виде Web-сайтов.

В 2006 году для учащихся школы был введен в качестве курса по выбору элективный курс «Исследовательская деятельность с применением ИКТ». На занятиях учащиеся знакомятся с основными правилами написания исследовательских работ, общей схемой научного исследования, методами исследования, основными приемами работы с научной литературой, составлением запросов, работой с каталогами при практическом выполнении работ. На VIII конференции были представлены практически все предметы школьной программы, что отражало разнообразие интересов школьников. Однако недостаточно представлены работы по математике, географии, химии.

На конференции 2007 года, девятой по счету, спектр тематики работ серьезно расширился, большая часть работ стала носить межпредметный характер, появилась значительная доля исследований, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Работы, выполненные с применением ИКТ и выносимые на предыдущих конференциях в отдельную секцию, были распределены по предметным секциям. В секцию информатика попали сугубо специализированные работы – сайты, посвященные отдельным учителям школы, среди которых «Сайт учителя Головиной В.Н.» (Крикун Татьяна, Лучкина Анастасия), «Сайт учителя Шашкова А.А.» (Родионов Константин), «Сайт учителя Келлих Т.Г.» (Закутский Евгений, Колосов Дмитрий). Вновь большое количество работ было связано с психологическими особенностями человека, например «Проблемы родителей и детей – пути решения» (Закутский Евгений 11б), «Влияние рекламы на психику человека» (Лучкин Александр 10б), «Основные причины, заставляющие людей совершать суицид» (Наганова Софья 9б). Выделяются и работы по пропаганде здорового образа жизни.

Юбилейная Х школьная научно-практическая конференция показала, что наблюдается стабильный рост участников всех возрастов. Качество работ говорит об овладении учащимися приемами исследовательской деятельности, способами поиска, отбора и интерпретации информации, развитием критического мышления школьников. Уровень использования различных информационных технологий при создании и представлении работ свидетельствует о стабильном повышении учащимися уровня овладения ИКТ. Некоторые работы были выдвинуты для участия в районных и городских конференциях школьников. Так, весной 2008 года во Всероссийской научно-практической конференции школьников Интеллектуальное Возрождение» в трех секциях были представлены работы наших учащихся: Мешкова Юлия 11б выступала по теме «Преломление собственной исторической картины в национальном сознании (эпос)», Афанасьева Катя 11б по теме «Почему в стране вводят налоги?» и Горбунов Игорь - «Являются ли чёрные дыры обычными явлениями?». Годом раньше на этой же конференции выступала Осколкова Женя, тогда ученица 9 класса и Ворончак Ирина получившая диплом 1 степени в секции «Английский язык». Осенью 2008 года по итогам школьной конференции 27 учащихся выступили на первой районной конференции «Лабиринты науки» в 8 секциях и 5 человек получили рекомендации для участия в городских конференциях различного профиля.